В последнее десятилетие в облике современных межкомнатных дверей произошли поистине революционные изменения. В их декоре сегодня используются новые, ранее не характерные для дверей материалы, такие как - камень, кожа, кристаллы Swarovski (Agoprofil) и т.п. Но самые заметные трансформации произошли в остеклении межкомнатных дверей. Произошла значительная переоценка роли этого материала в конструкции дверей и его влияния на интерьер помещения.
Остекление межкомнатной двери может сегодня не только радикально изменить ее облик, но и быть самостоятельным декорирующим элементом, доминирующим в интерьере. Так прозрачное или полупрозрачное стекло, может визуально расширить помещение, и сделать это таким образом, что даже в небольшом помещении, за закрытой дверью, не будет возникать чувство замкнутости и изолированности. Совершенно особые ощущения возникают за дверью, остекление которой составляет витраж, набранный из стекол различных цветов, с разной степенью преломления. Постоянно меняющейся поток окрашенного света придаст любому интерьеру некую эмоциональную составляющую и особую выразительность.
Все это стало возможным только в последнее время, благодаря современным технологическим достижениям в обработке стекла, увеличению его прочностных качеств и постоянному поиску производителей в создании уникального продукта.
Первоначально в межкомнатных дверях использовались лишь готовые, выпускающиеся стекольными предприятиями, матовые стекла с типовым, несложным рисунком, а также т.н. окрашенные в массе рифленые дверные стекла. Но около 10 лет назад в межкомнатных дверях стали появляться стекла с индивидуальным декором, сделанные под определенную модель двери. Толчок, как водится, дали итальянцы - фактические законодатели современной дверной моды. Именно они впервые применили те приемы в декорировании стекла, которые и сегодня используют большинство производителей.
Рассмотрим некоторые, самые распространенные из них и при этом обратим особое внимание на практические, эксплуатационные качества готовых изделий.
В настоящее время широко используются две технологии для создания на стекле матовой полупрозрачной поверхности, и матовых стекол с рисунками. Это способ т.н. хим. травления и пескоструйная обработка поверхности стекла.
Наиболее широко используется "пескоструйная" обработка стекла, суть которой заключается в том, что поверхность стекла обрабатывается потоком мелких частиц из абразивного материала. Вылетая, из специальной установки с высокой скоростью они "выбивают" из, не закрытой трафаретом, поверхности стекла его микрочастицы, сообщая этим участкам некоторую шероховатость. Оборудование для этого способа довольно простое и недорогое, поэтому он и используется для индивидуальных заказов даже весьма небольшими компаниями по производству дверей. Подобная технология позволяет выполнять не только рисунки на поверхности стекла, но и объемные горельефы (антоним слова барельеф).
Основным недостатком этого способа является то, что микровыбоины от абразивных частиц получаются с весьма неровными краями, да еще с микротрещинами вокруг них. И, несмотря на то, что эти технологические нюансы потребительскому глазу подчас совершенно незаметны, однако острые края этих выбоин способствуют тому, что загрязняются эти стекла довольно интенсивно. Стекло быстро теряет свой "товарный" (первозданный) вид. А отмыть его до первоначального состояния порой весьма проблематично.
При другом способе матовый эффект на поверхности стекла получается после его травления специальными и довольно сильными кислотами. Технология эта хотя и экологически не безвредная (при производстве), но обеспечивает, достойное качество матовой поверхности, т.к. края микроуглублений получаются ровными, поэтому загрязненное или засаленное стекло успешно отмывается.
(от англ. fusing - плавление, спекание) Одно из самых популярных сегодня направлений в декорировании дверных стекол. Вообще-то, судя по значению этого слова, этим термином ранее называли один из способов изготовления витража, при котором на обычное стекло выкладываются кусочки цветного стекла, которые затем в специальной печи, при температуре около 800 °С, оплавляются и сплавляются с основой. В результате получается весьма интересная по цвету и фактуре композиция.
Однако для межкомнатных дверей сегодня, по этой технологии, принято изготавливать лишь узкие вставки (Vera Porta, Волховец, ЗДи и др.) и небольшие по размеру (от 1 до 10 см) декоративные элементы из цветного стекла, которые затем наклеиваются на основное стекло при помощи состава отверждающегося под воздействием УФ излучения. Популярность этого направления в декорировании стекол, объясняется: минимальными затратами на оборудование и широким спектром предложений на рынке готовых "фьюзинговых элементов".
Как правило, стекла с "алмазной гравировкой" изготавливаются только на современных программируемых станках т.н. гравировальных центрах. С их помощью на стекло можно наносить как прямые, так и изогнутые линии любой глубины и ширины. Обработка стекла ведется в несколько этапов, с помощью алмазного инструмента, что позволяет создавать, например, на матовом стекле изысканный рельефный рисунок, в т.ч. и с полированными гранями. Соответственно, и двери с такими стеклами выпускают только крупные производства, оснащенные современным оборудованием как, например, "фабрика Краснодеревщик" или Aldoor.
Стекла с алмазной гравировкой нередко закаливают. После чего производитель, как правило, начинает рекламировать и продавать их уже как безопасные стекла. Увы, но закалка стекла не переводит его автоматически в разряд «безопасных». Необходимо, чтобы эти стекла удовлетворяли требованиям соответствующего стандарта. А т.к. по ряду параметров они ГОСТу не соответствуют, то и безопасными НЕ являются. подробнее см. - о ГОСТах на безопасные стекла
В современных дверях многие производители используют также и смешанные технологии, например рельефные стекла, получаемые в результате пескоструйной обработки или способом травления, подсвечивают специальными акриловыми, или термически спекаемыми со стеклом красками. Стекла с гравированным рисунком дополняют "фьюзинговыми" элементами, получается весьма эффектное остекление - со сверкающими гранями и переливающимися на свету декором из цветного стекла Рис.
К "витражам", в строгом смысле этого слова (художественная композиция из цветного и\или рельефного стекла), по существу относятся все выше перечисленные способы декорирования стекол. Тем не менее, у большинства потребителей слово "витраж" ассоциируется все-таки только с классической, собранной на металлическом каркасе, композицией из цветного стекла.
Различают две основные техники изготовления такого витража. Это классический витраж, в котором составляющие его фрагменты собираются на свинцовом, латунном, алюминиевом Н-образном каркасе (протяжке), и витраж в технике "Тиффани".
В последнем, каждый из составляющих его стеклянных элементов оборачивается, по периметру, специальной медной лентой, с клеящим слоем. В собранном таким образом панно, места соединений с двух сторон пропаиваются оловом, которое фактически образует тот же, соединяющий всю композицию, металлический каркас. Подобная техника сегодня очень распространена, т.к. позволяет набирать панно из сколь угодно малых фрагментов. Кроме того, видимая ширина этого каркаса, получается существенно уже, чем у обычного витража, собранного на свинцовом или латунном профиле. К недостатком этого способа следует отнести несколько меньшую прочность оловянного каркаса, по сравнению, например, с латунным. Кого-то может еще смутить то, что видимая часть оловянного каркаса, существенно уступает качеству фабричного профиля. Но это можно отнести и к достоинствам, т.к. кто-то, вероятно, расценит, что несколько кустарный вид оловянного шва, только подчеркнет в витраже его уникальность и ручную работу.
С эстетической точки зрения витраж, конечно, является весьма эффектным и выразительным элементом в любом интерьере, причем постоянно меняющимся. Свет, проходящий сквозь цветное стекло, каждые раз создает неповторимую игру бликов.
С практической же стороны, рельефная поверхность витража нуждается в несколько усиленном уходе. Т.к. в местах соединения стекла и каркаса имеет обыкновение накапливаться пыль. Этого недостатка (возможно и не столь уж значительного) лишены витражные панно компании Aldoor.
Эти витражи собраны по классической технологии - на латунном Н-образном каркасе. При изготовлении используются не только традиционные цветные стекла, но т.н. "Bevels" - объемные элементы из полированного стекла с фаской (Фацетом). На свету они переливаются, как горный хрусталь, придавая всей композиции необычайную выразительность. Витраж, помещается в герметичный стеклопакет из полированного, каленого стекла. Получается весьма удобное в эксплуатации, и даже ударопрочное панно, которое фиксируется в дверном полотне с помощью специального технологического "замка". Преимущество такого соединения - в его надежности, т.к. все усилие передается только на эти потайные элементы. Такая конструкция не только прочна, но и весьма удобна в эксплуатации. Т.к. все неровности рельефа находятся внутри герметичного стеклопакета. А ухаживать за гладкой поверхностью существенно проще. Вероятно поэтому, в стеклопакет "прячет" витраж, также и итальянская компания BOSKA, специализирующаяся на изготовлении межкомнатных перегородок. Витраж, а точнее рисунок на стекле, выполненный специальными акриловыми красками, находится на той стороне стекла, которая обращена внутрь стеклопакета.
Производители межкомнатных дверей используют для своих моделей все вышеперечисленные технологии декорирования стекол. Но основная масса применят, как правило, только самые простые - различные типы матированных стекол, широко используется техника фьюзинга. Двери с витражом выпускают сегодня многие производители дверей, но выбор моделей с таким остеклением невелик, как правило, у каждого из производителей он исчерпывается одной или двумя моделями. Среди компаний, предлагающих потребителю значительный выбор витражных панно для межкомнатных дверей, стоит отметить итальянские - NEWDESIGN PORTE, FOA Porte и FLEX, а из отечественных, пожалуй только Аldoor, которая в последнее время много и активно работает со стеклом. Уникальный витраж или другой стеклянный декор для своих дверей можно также заказать и в специализированной мастерской или студии специализирующиеся именно на производстве изделий из художественного стекла.
Частная собственность!
Использовать этот текст в сети или в периодической печати можно только с разрешения автора.
Копирование статей, рисунков и других материалов с данного сайта возможно только!!! после получения разрешения .
Прямая, индексируемая гиперссылка на сайт www.otk-remont.ru обязательна!!!
Ее код согласовывается!!! Ситуация постоянно отслеживается, поэтому экономьте свое и наше время