www.otk-remont.ru   
  
  Школа ремонта - строительные, отделочные материалы; технологии ремонта квартир;
контроль; взаимоотношения с мастерами, фирмами и др. проблемы    

   главная страница    |   Заказчики и Подрядчики > Кому доверить ремонт ?
 
Разделы


Актуальные темы


       


Кому доверить ремонт? - 3


1. Начало (сметчик)   2. Аванс   3. Дополнительные работы
4. Дизайн-Проект.   Закон о техническом регулировании
5. Контроль ремонта   6. Частные мастера   Гастарбайтеры   7. Несколько советов

Дополнительные работы

"Доп. работы". Так обычно называют работы, не вошедшие в основную смету. В тексте заключаемого между сторонами договора обязательно будет этот термин и специальный пункт, в котором оговариваются особые условия их оплаты. Например, размер выплачиваемого аванса перед началом дополнительных работ может достигать 100% их стоимости, а время, необходимое для их выполнения, обычно не включается в установленные сроки ремонта, отодвигая, таким образом, его окончание.
   Столь жесткие условия оплаты, больше похожие на штрафные санкции, обычно объясняют тем, что вносимые заказчиком изменения в согласованный проект и смету, существенно выбивают исполнителя из намеченного графика и могут привести к необходимости пересмотра уже выполненного проекта. Действительно, редкий клиент не вносит множества изменений в уже согласованный проект и происходит это на протяжении всего ремонта и даже на его заключительной стадии. Сплошь и рядом приходилось слышать - "а вот это я хотел бы сделать по-другому", и тут же начинают убеждать ремонтников, что это очень просто, надо только здесь чуть-чуть убрать, здесь чуть-чуть подмазать, чуть-чуть приподнять и т.п. Все эти переделки только на первый взгляд кажутся незначительными. Поясню это на небольшом примере:
    В одной из квартир ремонт уже летел к концу - покрасили потолок, стены и собирались приступить к укладке паркета, но вдруг заказчик решил, что кровать в спальне будет стоять в другом месте - на полтора метра левее. А между тем, согласно проекту, по обе ее стороны уже были сделаны выводы для настенных светильников, следова-тельно, их тоже нужно было переносить. Хорошо еще, что заказчик не экономил на электропроводке, - все провода были проложены в гофрошлангах. Это позволило вытянуть их и, подсоединив в "распаячной" коробке более длинные куски, продолбить в стене всего лишь недостающие полтора метра. Тем не менее, пришлось заново шпаклевать и проклеивать малярной сеткой несколько квадратных метров поверхности и перекрашивать всю стену. Если бы провода не были проложены в трубках, то новую многометровую штробу нужно было бы вести сразу от "распаячной" коробки.

   В тоже время нередко дополнительные работы используются подрядчиком и для изменения условий оплаты или увеличения объема работ. В этом случае занижение первоначальной сметы может быть и сознательной политикой ремонтных фирм. Прекрасно понимая, что большинство заказчиков проводит своеобразный конкурс на самую низкую цену среди подобных им многочисленных кандидатов, многие фирмы для того, чтобы выиграть его, сознательно идут на занижение расценок, чтобы потом уже во время ремонта "раскрутить клиента" на нужную сумму.
    Основная роль в этом процессе как раз и отводится "Доп. Работам.". Надо отдать должное ремонтникам - они прекрасно научились использовать неорганизованность самого клиента и его пренебрежение к начальной стадии ремонта в своих целях. Пример тоже из области электротехники. В процессе ремонта заказчику, первоначально рассчитывавшему поставить в своей квартире порядка 25 розеток, говорят о том, что в уже продолбленных штробах можно проложить не только электрические провода, но также антенные и телефонные, а вместо одной розетки, сегодня все ставят единый блок из трех (электрической, антенной и телефонной) розеток. Поскольку свое ремонтное образование заказчик получает в собственной квартире, на определенном этапе он чрезвычайно восприимчив к тому, что говорят мастера, тем более если прозвучит магическое слово - "все". Желание быть не хуже других или превзойти своих друзей и знакомых для большинства представляются одним из самых веских аргументов.
    Однако вернемся к нашему примеру. Итак, предложение принимается, тем более что оно довольно рационально. И электрики начинают тут же прокладывать дополнительные линии. Но самое удивительное, что клиент, как правило, даже не интересуется, сколько будет стоить реализация этой идеи. Вероятно, ему представляется, что раз проводка ведется в тех же штробах, блок из трех розеток ставится в том же месте, то удорожание работ не должно быть значительным и не превысит 10-15% от первоначальной стоимости. К тому времени, когда он получит составленную смету и акт на дополнительные работы, большая их часть уже оказывается выполненной, и, к его немалому удивлению, он обнаруживает, что стоимость электротехнических работ возросла на 60-70%. На вопрос "почему?" ему отвечают, что тройной блок считается уже за три точки, и, таким образом, 6 таких блоков стоят как 18 розеток. А раз прокладывается уже не один, а три провода, то соответственно, в три раза увеличилась стоимость и этой операции. К тому же, для антенной и телефонной линий необходимо было прорезать еще несколько метров штробы.

   Можно привести еще один пример с плинтусами. Большинство ремонтов в панельных домах проводится без выравнивания стен с помощью штукатурки или гипсокартона. Заказчик обычно экономит на этой весьма дорогостоящей операции, считая, что незначительные отклонения от плоскости будут заглажены слоями шпаклевки и будут совершенно незаметны невооруженному глазу. Эти аргументы в ответ на предложение подрядчика он и приводит в момент составления сметы будущего ремонта. Для того чтобы выиграть ценовой конкурс, подрядчик старается, как правило, не отягощать потенциального клиента излишними технологическими подробностями и не настаивает на своем.
    Начинается ремонт, а примерно через месяц, во время проведения малярных работ, заказчику показывают последствия его экономии. Для демонстрации выбирается несколько участков стены с максимальными отклонениями от плоскости и, когда к ним прикладываться ровный плинтус, то между между плинтусом и стеной видны щели чуть ли не в сантиметр. Клиент делает для себя открытие, что незаметные на отшпаклеванных стенах неровности становятся весьма очевидными, когда к ним проложен ровный плинтус. Затем разыгрывается нехитрая сценка. На вопрос заказчика "что же делать?" все пожимают плечами, а прораб с сожалением напомнит - мы вам предлагали выровнять стены, а вы отказались. Может даже признать и свою долю вины в том, что раньше не заметили такой кривизны, но только из-за того, что так торопились начать работу (вариант - стены были заставлены мебелью во время прихода сметчика). Минут через десять как будто решение будет найдено только что - вам предложат выровнять небольшой участок стен по периметру всей квартиры. Тут же составляется дополнительная смета со стопроцентным авансом, которую клиент с радостью подписывает. А заодно и сдвигаются сроки ремонта на пару недель.
    И это еще достаточно добросовестный подход. Хуже, когда заказчику не предлагают никаких вариантов, и он вынужденно соглашается на то, что щели останутся. Раз объяснение уже существует, и заказчик согласился с его обоснованностью, то даже те участки, где можно было бы еще что-нибудь сделать, выровнены не будут. А все наплывы шпаклевки и весь брак ремонтников в этих местах будут списаны на кривизну стен.

   Как можно заметить, получается так, что инициатива в проведении доп. работ вроде бы исходит от хозяина квартиры. То, что его подводят к этому, он обычно не замечает. Подобные хитрости ради увеличения объемов не столь невинны, как это кажется на первый взгляд. Казалось бы, какая разница, по какой графе проходят те или иные работы - по основной или дополнительной. Если их действительно нужно делать, то не все ли равно, как их оплачивать. Но тогда при большом объеме "доп. работ" (напомним, что размеры выплаченного аванса перед их выполнением могут составлять 100 % их стоимости) может возникнуть ситуация, когда еще в начальной стадии ремонта подрядчик уже получит большую часть денег. И, как показывает практика, интерес его к клиенту как-то сразу ощутимо угасает. Начинаются простои, занятых в вашей квартире мастеров время от времени увозят на другие объекты. А к вам каждый раз приходит новая бригада. В итоге, ремонт вместо предполагавшихся, положим, двух месяцев растягивается на полгода, и все это происходит почти без серьезных нарушений подписанного сторонами договора. Ведь каждая доп. работа отодвигает сроки окончания ремонта. Начинаются бурные выяснения отношений, скандалы, и все это сказывается на качестве работ.
   Читатель может отметить, что используемые приемы по увеличению объемов и изменению условий оплаты довольно незамысловаты и что при внимательном отношении к делу таких ловушек легко избежать. Следует только уделить больше внимания поготовительному этапу, когда разрабатывается проект будущего ремонта, и составляется смета расходов.

см. продолжение - часть 4. Дизайн-Проект. Закон о техническом регулировании

© М. Верикин
www.otk-remont.ru

 Частная собственность!
 Использовать этот текст в сети или в периодической печати можно только с разрешения автора.

             Копирование статей, рисунков и других материалов с данного сайта возможно только!!! после
    получения разрешения. Прямая, индексируемая гиперссылка на сайт www.otk-remont.ru обязательна!!!
    Ее код согласовывается!!! Ситуация постоянно отслеживается, поэтому экономьте свое и наше время